Телефон (приемная главного врача)
(80165) 67-45-58
Телефон (архив)
8(0165) 67-45-74
RU BE EN

Между жизнью и долгом: Чернобыль глазами ликвидаторов

Между жизнью и долгом: Чернобыль глазами ликвидаторов Виктора Середова и Андрея Суворова

Между жизнью и долгом: Чернобыль глазами ликвидаторов Виктора Середова и Андрея Суворова

Чернобыльская катастрофа 1986 года – трагедия, навсегда вписанная в историю человечества. Помимо разрушения реактора и радиоактивного заражения, огромную опасность представляли пожары, вспыхивавшие в зоне отчуждения. И сегодня мы поговорим о тех бравых ребятах, которые стояли плечом к плечу в борьбе с огненной стихией. Их героизм, самоотверженность и профессионализм позволили предотвратить масштабную катастрофу.

Наш первый герой – Виктор Середов. Именно он был в «первой партии» ликвидаторов четвёртого энергоблока атомной электростанции, из числа работников нынешнего Солигорского горрайотдела по ЧС.

 Середов (4).jpg

– Я проработал ровно год до того, как произошла эта страшная трагедия. Работали в обычном штатном режиме, а через пару дней узнали, что формируются сводные отряды: военные, милиционеры, пожарные – специалистов разных служб со всех уголков Союза начали отправлять для ликвидации последствий аварии. Поехали в деревню Савичи, за 28 километров от Чернобыля. Разместились в здании детского сада. Местных в начале мая уже никого не было – всех эвакуировали. Там мы отработали больше месяца, – уточняет Виктор Михайлович. – Выезжали в основном на тушение торфяников и загораний леса. Бывало, и за 10 километров от энергоблока работали. Словом, где обстановка посложнее была, туда нас и отправляли. При себе всегда были наши «советчики» – Д-5 (дозиметры). Порой радиация просто зашкаливала, хотя работать могли за 30 километров от АЭС. Но ничего, выстояли.

Архивные Середов (2).jpg

Хотя работать в том месте довольно сложно, даже в эмоциональном плане, ребята всегда старались подбадривать друг друга. Собственно, с улыбкой на лице, Виктор Михайлович вспоминает случай:

Середов (2).jpg

– Помню, один раз качаем воду, уже нет там ничего в той речке, а мимо мужик какой-то идёт – решил карпа половить и нам предлагает. А мы на службе, да и всё-таки не хотелось рыбы из тех окраин. Работы действительно очень много было. Чтобы вы понимали, мы форму в конце дня стирали, а она наутро всё равно белая была, настолько солью напитывалась!

Архивные Середов (1).jpg

На вопрос, ощущался ли страх перед «невидимым убийцей», ветеран, не сомневаясь, ответил:

– Страха или боязни не было. Молодые все были, крепкие. На вкус, запах или визуально радиация не ощущалась. Только цифры приборов определяли, как долго мы ещё можем пробыть в той или иной зоне.

После возвращения из Чернобыльской зоны Виктор Михайлович месяц пролежал в госпитале.

– Здоровье знатно подкосилось, – рассказывает ветеран. – Моментами дорогу самостоятельно не мог перейти, очень быстро уставал. Спустя время всё нормализовалось, но сейчас, наверное, в силу возраста, тоже такое иногда бывает. Если нет опоры, то кажется, будто я где-то в невесомости, буквально миг, и я упаду.

Архивные Середов (3).jpg

Тем не менее никакие трудности не сбили Виктора Середова с пути, и он с честью прошёл все ступеньки службы и в 2006 году ушёл на пенсию с должности начальника части Солигорского горрайотдела по ЧС в звании майора внутренней службы. Сейчас он живёт в своём доме с супругой и всегда рад гостям!

Середов (5).jpg

Поделился своей историей и Суворов Андрей Васильевич. Будучи на службе уже третий год, старший пожарный собрал команду добровольцев, которые сами вызвались поехать в Чернобыль.

img_2588_novyy-razmer.jpg

– Обычный рабочий день, всё по распорядку, как тут по средствам массовой информации услышали о произошедшем. Немного позже, 2 мая, сообщили все детали трагедии. «Первая партия» ребят уже поехала, вот и мы начали думать, что пора собирать свою команду добровольцев. Собрались отделением толковых ребят, всех ненадёжных заменили. Одного даже из отпуска вызвали! – с радостью в голосе говорит Андрей Васильевич. – Ну и поехали заменять сослуживцев. По пути заехали выслушать напутствие. Собственно, в июне уже были на месте. Сразу занимались тушением пожаров в десяти километровой зоне от Чернобыльской АЭС и дезактивацией техники. Потом ликвидировали возгорания по месту, если они появлялись. Тогда было очень жаркое лето, торфяники горели, лес, – выдохнув, говорит. – Целый день без отдыха почти, с 6 утра и до 12 ночи всё время что-то тушили.

Архивные_Суворов (2).jpg

На вопрос, а где брали воду, отвечает:

– Для людей отдельно привозили, а вот для тушения возгораний брали из ручьёв, мелиоративных каналов. Даже с лягушками шла, честное слово, – смеётся, – до самого дна всю выкачивали. Воды мало было, такая жара стояла; плюс вся эта радиация. Жуткое зрелище!

– А кроме вас, ещё люди какие-то были?

– Из местных в июне уже никого не встречал, эвакуировали. Продавцы в магазинах – все приезжие. Молодые, амбициозные, в моменте мы даже не задумывались о наличии там какой-либо радиации. Хотя скажу, что порой стояли в строю, а потом бах! И резко сознание теряли – было и такое. Когда пожар, то огонь ясно виден, а тут-то другое – «невидимый враг», и непонятно, как с этим быть. Да, дозиметры были, на них ориентировались.

Немного спустя Андрей Суворов расскажет о проблемах со здоровьем. Но даже сегодня, по воле случая или ввиду своего служебного пути, ветеран находится в учреждении здравоохранения.

Архивные_Суворов (1).jpg

– Там же, в Чернобыле, у меня начались проблемы со здоровьем. Даже родителей из Севера вызвали. Отправили в госпиталь МВД. Благо молодой организм справился, вытянули врачи.

После всего этого Андрей Васильевич «вернулся в строй» и служил до 2002 года.